Весы занимают особое место в Зодиаке - это своего рода порог между знаками “личной жизни” (Овен - Дева) и знаками “общественной жизни” ( Весы-Рыбы). В Весах человек должен найти баланс* между стремлениями собственного эго и необходимостью сотрудничества c окружающими его людьми. Он должен найти «золотую середину» между индивидуальными интересами и необходимостями, вытекающими из его принадлежности к большему целому, к некоторому сообществу. Весы и затем Скорпион подготавливают индивидуума к полноценному участию в социальной жизни.
В начале личного цикла в Овне мы видим лишь голое самоутверждение, прямое безоглядное действие. В противоположной точке Зодиака в начале трансперсонального цикла (Весы) отчетливо выражено стремление соотнести свои интересы с общественными, здесь мы наблюдаем реакцию на произведенные действия, взгляд на себя глазами постороннего наблюдателя. Человек в каком-то смысле перестает быть внешне активным и начинает осмысливать прожитое. Это настроение некоей заторможенной грусти и состояние наблюдателя хорошо передается поэзией:
Сергей Есенин**
“Не жалею, не зову, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым...”
“Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне? “
Иван Бунин
“Мне вспоминается былое счастье,
Былые дни... Но мне не жаль былого:
Я не грущу, как прежде, о былом, -
Оно живет в моем безмолвном сердце,
А мир везде исполнен красоты.”
Михаил Лермонтов
“И скоро старость приведет
Меня к могиле - я взгляну
На жизнь - на весь ничтожный плод -
И о прошедшем вспомяну:”
“ В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и все там ничтожно...”
(И скучно и грустно)
“Жду ль чего? жалею ли о чем?
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть”
(...Выхожу один я на дорогу...)
Печорин говорит: “Я давно уж живу не сердцем, а головою. Я взвешиваю свои собственные страсти и поступки со строгим любопытством, но без участия. Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.”
“Он (Печорин) много перечувствовал, много любил и по опыту знает как непродолжительны все привязанности; он много думал о жизни и смело смотрит на истину... сердце требует новой привязанности; но судьба еще не дает ему новых опытов, и, презирая старые, он все же по ним же судит о жизни. Отсюда... это охлаждение к жизни. Тут-то и возникает в нем то, что на языке философском называется рефлексиею... В состоянии рефлексии человек распадается на два человека, из которых один живет, а другой наблюдает за ним и судит о нем. Тут нет полноты ни в каком чувстве, ни в какой мысли, ни в каком действии: как только зародится в человеке чувство, намерение, действие, тотчас какой-то скрытый в нем самом враг уже подсматривает зародыш, исследует верна ли эта мысль, действительно ли чувство, законно ли намерение...”
(В.Белинский)
Даже у революционно настроенного Н. Островского все помнят фразу:
“... и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за мелочное прошлое...”
( “Как закалялась сталь”)
Рис.1 Карта рождения Сергея Есенина
Важной особенностью Весов является зеркальное мировосприятие. Человек смотрит в свое окружение, как в зеркало. Весы видят себя в других, т.е. видят себя со стороны, рефлексируют. Не случайно поэтому зеркало - непременный атрибут Весов:
Сергей Есенин
“Я в цилиндре стою.
Никого со мной нет.
Я один...
И разбитое зеркало”
(Черный человек)
Саша Черный
“Друг - читатель! НЕ ругайся,
Вынь-ка зеркальце складное.
Видишь - в нем зловеще меркнет
Кто-то хмурый и безликий?”
Марина Цветаева
“Вечное сердце свое и служенье
Только ему, Королю!
Сердце свое и свое отраженье
В зеркале... - Как я люблю...”
“Хочу у зеркала, где муть
И сон туманящий,
Я выпытать - куда Вам путь
И где пристанище”
Иван Бунин
“И стоит , словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега…
И, как в зеркале, меж тростников,
С берегов опрокинулся лес,
И уходит узор облаков
В глубину отраженных небес.”
Михаил Кузмин
“Свое увидев мельком отраженье,
Я удивлюсь, что не увижу Вас;
И дорисует вмиг воображенье
Под шапкой взгляд неверных, милых глаз.”
Весы также чувствуют других в себе, т.е. хорошо понимает чужие запросы. Для Весов крайне важно найти отклик, встретить понимание с той стороны. Эта особенность Весов часто приводит к тому, что они идут на поводу у окружения, стремятся потрафить публике, предугадывая ее ожидания. Иногда они жертвуют собственными интересами ради установления гармоничной атмосферы в отношениях с окружением. Эта проблема, возможно, составляла самый болезненный внутренний конфликт Сергея Есенина. У Н.Асеева читаем:
"Выбор материала делался Есениным по требованию заказчика. Он не делал стихов "на вырост". Редко он возвышался до силы своего голоса, но снижал его , модулируя в привычном ушам его слушателей диапазоне."
«Есенин, перегнувшись ко мне, хрипел страшным шепотом: "Ты думаешь, это легко всю эту ерунду писать? Ну так я тебе скажу: иначе нельзя, иначе никто тебя знать не будет. Нужно пуд навоза на фунт помола." (Н.Асеев)»
По большому счету умиротворенность и удовлетворение Весы могут чувствовать только в случае, если другие люди находятся в комфортных условиях ,так как Весы постоянно ставят себя на место другого, стараются взглянуть его глазами на происходящее.
Грэм Грин в “Сути Дела” вывел персонаж ( по признанию Грина - отражение его собственного бессознательного), который полностью поглощен “устройством чужого счастья”: “Он хотел счастья другим и покоя себе”. Молясь, он всегда произносит: “О Господи, дай мне смерть прежде, чем причиню кому-нибудь несчастье”. В конце концов, этот человек под грузом чрезмерной социальной ответственности решается на самоубийство. Но и свою смерть он обставляет таким образом, чтобы она выглядела как можно более естественной и принесла минимум неприятных минут его друзьям и родственникам.
Рис.2 Карта рождения Грэма Грина
Лермонтовский Печорин говорит : ”... у меня несчастный характер: воспитание ли сделало меня таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только, что если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив.”
У Весов может возникнуть чувство вины за проявления собственного эго. Одна из главных тем Весов - проблема адекватности личной активности социальным устоям (Дон Кихот). Весам близка тема: человек в обществе - столкновение сильной индивидуальности с нормами социума (Печорин):
“... Свет не терпит в кругу своем ничего сильного, потрясающего... свету нужны французские водевили и русская покорность чуждому мнению... Суд общего мнения, везде ошибочный, происходит у нас, однако, совсем на других основаниях, чем в остальной Европе...” (Лермонтов «Княгиня Лиговская»)
“Подумаешь: зачем живем мы? для того ли,
Чтоб вечно угождать на чуждый нрав
И рабствовать всегда!
Свет тут... он тайны знать не хочет! он по виду,
По платью встретит честность и порок, -
Но не снесет приличиям обиду,
И в наказаниях жесток!” (Лермонтов «Маскарад»)
Рис.3 Карта рождения Михаила Лермонтова
Ключевое место в творчестве Весов занимает тема красоты. Они остро ощущают дефицит гармонии и внешней красоты в реальной жизни. Контраст между красотой искусственной и некрасивой повседневностью очень часто занимают Весов.
У Саши Черного читаем:
“На полотнах Магдалины,
Сонм Мадонн, Венер и Фрин,
А вокруг - кривые спины
Мутноглазых Акулин.
В звуках музыки - страданье,
Боль любви и шепот грез,
А вокруг одно мычанье,
Стоны, храп и посвист лоз.”
Одним из основных побудительных мотивов Весов является стремление внести гармонию и красоту в реальную жизнь. Сделать ее более утонченной, рафинировать ее , приблизить к идеальным образцам. Поэтому Весы всегда связывают с искусством. Они искусственно украшают естественное. Они следят, чтобы все формы были пропорциональны, симметричны, изящны. Если мы говорим о литературе, то именно Весы могут искусно оформлять мысли и чувства в рифмованные структуры поэзии. Ведь Весы - сплав чувственной Венеры и формообразующего Сатурна. В рамках поэзии Весам очень близок имажинизм, декларировавший: “Искусство есть форма. Содержание - одна из частей формы."
Рис.4 Карта рождения Марины Цветаевой
Весы - необходимый элемент мироощущения поэта. Недаром этот знак, так или иначе, подчеркнут практически у всех известных поэтов.
Динамика социального механизма - установление связей, умение найти компромиссное решение, показать лояльность, убедить в справедливости своего подхода - одна из важнейших сфер активности Весов.
Все это умело описано Марио Пьюзо в “Крестном Отце”:
“Мистер Корлеоне обещает вступиться за вас в конфликте с профсоюзом исключительно по дружбе - из признательности, что вы вступились за его подопечного. Вы пускаете в ход свое влияние, он - свое, дружеский обмен любезностями, ничего больше.”
Илье Ильфу , видимо, принадлежит вложенная в уста монтера Мечникова формулировка согласия - важнейшего, с точки зрения Весов, элемента общественной жизни:
“... Хорошо. Берите двадцать! Согласны? Ну, по глазам вижу, что согласны.
- Согласие есть продукт при полном непротивлении сторон.”
(Двенадцать стульев)
Рис.5 Карта рождения Оскара Уайльда
Примечания:
*Слова из лексикона Весов выделены жирным
** Краткий список писателей-Весов:
Сергей Есенин, Иван Бунин, Михаил Лермонтов, Иван Никитин, Алексей Кольцов, Александр Сухово-Кобылин, Марина Цветаева, Иван Аксаков , Николай Клюев, Михаил Кузмин, Юрий Тынянов, Саша Черный, Владимир Войнович , Николай Островский, Илья Ильф , Александр Галич, Наум Коржавин, Борис Пильняк, Юлиан Семенов, Андрей Синявский, Алексей Сурков, Грэм Грин , Артур Миллер, Артур Рембо, Марио Пьюзо, С. Колридж, Мигель Сервантес, Франсуа Мориак, Скотт Фитцжеральд , Оскар Уайлд, Уильям Фолкнер, Гюнтер Грасс, Трумэн Капоте, Луи Арагон, Кэтрин Мэнсфилд, Анри Ален-Фурнье, Натаниэль Вест, Юджин О Нил.