Знак Зодиака - Близнецы (Универсальный лексикон N3)1
Близнецы видят и слышат массу сигналов2 вокруг себя и стремятся наладить контакт с ближайшим окружением. В Близнецах начинается первичное взаимодействие с малым миром.
Близнецы - знак, ориентированный на восприятие конкретных фактов внешнего мира, они ощущают потребность настройки на вечно изменчивую природу. Близнецы всегда предпочтут отдельное и частное общему, конкретное и ощутимое абстрактному.
Близнецы очарованы многообразием жизни и обуреваемы жаждой познания всех возможных проявлений внешнего мира. Они - знак разнообразия и многосторонности. Они поглощены изучением все новых манифестаций Великого Единого.
Близнецы , надо отдать им должное, по-своему очень продуктивный знак - они запускают в мир массу новых вещей и идей. Они движимы потребностью выразить в мириадах разнообразных форм Главные принципы мироздания.
Близнецы символизируют также рациональный, дискриминирующий ум, который способен познавать себя, отделяясь от окружения. Посредством Близнецовского ума человек может не только воспринимать мир, но и познавать его и в конечном итоге использовать его.
Американский философ – оккультист, великий реформатор астрологии Дэйн Радъяр писал:” Думать - значит бороться с мозаичным разнообразием вечно меняющихся манифестаций окружающего мира”. Идея полного контроля над средой обитания получает свое оформление в Деве. В Близнецах мы видим первый шаг на этом пути. Они представляют контраст между своего рода вневременным бытием и необходимостью расти и меняться , получая все новый жизненный опыт. Быть или Становиться - вот в чем вопрос. И Близнецы - прежде всего знак становления. Для них путешествие само по себе важнее, чем пункт назначения.
Как правило, герои у авторов - Близнецов обладают даром жить полнокровной жизнью, но не знают, что с этим даром делать. Они все время находятся в процессе становления, в пути , но хотят , наконец прибыть на конечную станцию. Они очень нуждаются в том, чтобы установить правильные отношения между окружающей жизнью и своим интеллектом. Суть этого знака в том, что он связан не с материей и не с мыслю, а с взаимоотношениями между материей и умом. В символе Близнецов мы находим два существа - одно связанное с плотным миром , другое - с миром тонких форм. Часто в произведениях Близнецов фигурируют пары характеров , отражающие эту двойственность ( Онегин - Ленский, Ватсон - Холмс).
Пушкин3 со своим неимоверным разнообразием интересов и тем дает весьма полное представление о Близнецах. Нельзя не почувствовать у Пушкина очень характерную для Близнецов воздушную экспансию :
“Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык”.
“На крыльях вымысла носимый,
Ум улетал за край земной”.
Евгений Онегин наделен многими типичными чертами Близнецов:
легкость на подъем, умение почти одновременно делать разные дела
“Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал”.
“Бывало он еще в постели:
К нему записочку несут.
Что? Приглашения? В самом деле
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде посметь немудрено.”
Близнецам свойственна эрудиция, без глубокого знания предмета:
“Все мы учились понемногу
Чему -нибудь и как-нибудь...”
“Онегин был по мнению многих
(Судей решительных и строгих),
Ученый малый, но педант,
Имел он счастливый талант
Без принужденья в разговоре
Коснуться до всего слегка...
Он знал довольно по латыни ,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить Vale,
Да помнил хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.”
Тот факт, что Близнецы склонны хорошо ощутимым частям придавать больше значение, чем с трудом воспринимаемому целому объясняет многое в близнецовской литературе. Не редко критики обвиняют даже серьезных писателей - Близнецов в поверхностности и фрагментарности. Стиль Близнецов чаще всего характеризуется как мозаичный, разбросанный, двойственный:
“Спрашиваем: какая общая мысль остается в душе после Онегина? Никакой. Кто не скажет, что Онегин изобилует красотами разнообразными; но все это в отрывках, в отдельных стихах, в эпизодах к чему-то, чего нет и не будет. Следственно, при создании Онегина поэт не имел никакой мысли; начавши писать он не знал чем кончит, и, оканчивая, мог писать еще столько же глав, не вредя общности сочинения, потому что ее нет.”(Н.Полевой)
“Онегин есть собрание отдельных, бессвязных заметок и мыслей о том, о сем, вставленных в одну раму. Рудник для эпиграфов, а не органическое существо, которого части взаимно необходимы одна для другой”(из критики)
“та же прихотливая резвость вольного воображения, порхающего легкокрылым мотыльком по узорчатому, но бесплодному полю светской бездушной жизни; та же яркая пестрота красок и цветов, мелькающих подвижною калейдоскопическою мозаикой; то же беглое, но цепкое остроумие...Напрасно самое пристрастное доброжелательство усиливалось найти в нем черты высшего эстетического значения. Его воздушная легкость ускользала от всех покушений приязненной критики... Евгений Онегин не был и не назначался быть в самом деле романом. С самых первых глав можно было видеть, что он не имеет притязаний ни на единство содержания, ни на цельность состава, ни на стройность изложения... Само явление его, неопределенно-периодическими выходами, с беспрестанными пропусками и скачками, показывает, что поэт ни имел ни цели, ни плана, а действовал по свбодному внушению играющей фантазии.”
(Н. Надеждин)
“Так это исторические сцены!.. Но, мне кажется, что всякое изящное произведение должно иметь органическую целость... поэтический ensemble... Ну - а есть ли хоть тень целости в этой связке разговоров, которая соединена в один переплет под именем Бориса Годунова?”( из критики)
Характеру Близнецов близки журналистские зарисовки , очерки нравов. Константин Батюшков:
“Здесь роскошь и нищета, набожность и неверие, постоянство дедовских времен и ветренность неимоверная, как враждебные стихии в вечном несогласии, и составляют сие чудное целое, которое мы знаем под общим именем: Москва. Но праздность есть нечто общее, исключительно принадлежащее сему городу; она более всего приметна в каком-то беспокойном любопытстве жителей, которые беспрестанно ищут нового рассеяния. Здесь хвалятся гостеприимством, но - между нами - что значит это слово? Часто - любопытство.”
Близнецов отличает сильная двойственность:
Бальмонт
“У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей”.
Волошин
“Двойной соблазн - любви и любопытства...
Девичья грудь и голова пажа,
Лукавых уст невинное бесстыдство,
И в быстрых пальцах пламя мятежа...”
“Ты сочетала тонкость Андрогины
С безгрешностью порочного цветка.”
“В моей крови - слепой двойник”
“Когда ж зеркальность тишины
Сулит обманную беспечность,
Сквозит двойная бесконечность
Из отраженной глубины”
Михаил Светлов
“Как мальчики, мечтая о победах,
Умчались в неизвестные края
Два ангела на двух велосипедах -
Любовь моя и молодость моя”
У Томаса Манна во многих вещах проблема двойственности выходит на первый план. Главный герой повести “Тони Крюгер” говорит: “Я стою между двух миров. Ни в одном из них я не чувствую себя своим и в результате испытываю мучения”. С одной стороны его влечет возвышенный, но стерильный мир чистого интеллекта, с другой - чувственные радости, теплота обычного человеческого существования. Свою раздвоенность Тони Крюгер преодолевает , став на путь взаимодействия ума и опыта.
Писатели -Близнецы очень часто ошеломляют читателя своей эрудицией.
“В произведениях Томаса Манна поражает не только разнообразие материала, который он использовал, поражает энциклопедичность, значительность сведений, которые сообщаются читателю из самых разных областей - истории, философии, этнографии, эстетик, этики, медицины и физики - всего не перечислить.”
“Тома Манн вошел в мировую литературу, как крупнейший представитель интеллектуального романа...”
Иосиф Бродский
“Он явно перегружал свои семинары информацией, и чем меньше студенты знали о поэте, тем больше он старался компенсировать их пробелы, делая устные сноски чуть ли не к каждому слову стихотворения, биографо-психологические, исторические, философские, но главным образом поэтические, напоминая, что в поэзии все эхо всего.
...Эрудиция его была воистину устрашающая. Однажды его огорчил один из русских аспирантов: выяснилось, что тот не читал “Гильгамеш”, на что Бродский заметил: “Прежде чем заниматься исследованиями поэзии, желательно прочесть...”, и тут последовал более чем часовой экскурс в историю греческой, римской и современной европейской поэзии, который он закончил словами:
”Это приблизительно одна десятая того, что вам следовало бы знать, прежде чем писать о Мандельштаме или Пастернаке”.
Близнецы заворожены игрой ума. Детективы лучше всего подходят для демонстрации умственных способностей героев. Творчество Конан Дойля в основном сводится к описанию эффектных интеллектуальных упражнений .
“- Видите ли, дорогой мой Уотсон... - Он укрепил пробирку на штативе и принялся читать мне лекцию с видом профессора, обращающегося к аудитории. - Не так уж трудно построить серию выводов, в которой каждый последующий простейшим образом вытекает из предыдущего. Если после этого удалить все средние звенья и сообщить слушателю только первое звено и последнее, они произведут ошеломляющее, хотя и ложное впечатление. После того как я заметил впадинку между большим и указательным пальцами вашей левой руки, мне было вовсе не трудно заключить, что вы не собираетесь вкладывать свой небольшой капитал в золотые россыпи.
- Но я не вижу никакой связи между этими двумя обстоятельствами!
- Охотно верю. Однако я вам в несколько минут докажу, что такая связь существует. Вот опущенные звенья этой простейшей цепи: во-первых, когда вчера вечером мы вернулись из клуба, впадинка между указательным и большим пальцами на вашей левой руке была выпачкана мелом; во-вторых, всякий раз, когда вы играете на бильярде, вы натираете эту впадинку мелом, чтобы кий не скользил у вас в руке: в-третьих вы играете на бильярде только с Сэрстоном: в-четвертых, месяц назад вы мне сказали, что Сэрстон предложил вам приобрести совместно с ним южноафриканские ценные бумаги, которые поступят в продажу через месяц: в-пятых, ваша чековая книжка заперта в ящике моего письменного стола, и вы не попросили у меня ключа; в-шестых вы не собираетесь вкладывать свои деньги в южноафриканские бумаги.”
Учеба и освоение языков играют очень важную роль в жизни Близнецов.
О герое “Обыкновенной истории” Гончаров говорит, что:
“ОН прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков... Перед ним расстилалось множество путей, и один казался лучше другого. ОН не знал на который броситься.”
Выполнение посреднической миссии одна из основных близнецовских функций:
“... Но зато ему поручают, например, завезти мимоездом поклон от такой-то к такому-то, и он непременно завезет и тут же кстати позавтракает, - уведомить такого-то, что известная-де бумага получена, а какая именно, этого ему не говорят, - передать туда-то кадочку с медом или горсточку семян, с наказом не разлить и не рассыпать, - напомнить когда кто именинник.”
(И.Гончаров “Обыкновенная история”)
Близнецов отличает повышенная общительность:
“ОН вспомнил про свой губернский город, где каждая встреча с кем бы то ни было, почему-нибудь интересна... С кем ни встретишься - поклон да пару слов, а с кем и не кланяешься, так знаешь кто он, куда и зачем идет... Если, наконец, встретятся незнакомые, еще не видавшие друг друга, то вдруг лица обоих превращаются в знак вопроса; они остановятся и оборотятся раза два назад, а пришедши домой, опишут и костюм, и походку нового лица, и пойдут толки и догадки, и кто, и откуда, и зачем.”
(Обыкновенная история)
Сравните с отрывком из Уитмена:
“Первый встречный, если ты проходя, захочешь заговорить со мною, почему бы тебе не заговорить со мною?
Почему бы и мне не начать разговора с тобой?”
(“Тебе”)
Два брата-близнеца являются символом знака . Братские отношения - один из главных мотивов Близнецов.
“...В высшем смысле ведь у меня только один брат, - пишет Томас Манн, -Часто спрашивают, кто из братьев Манн был, собственно говоря, “настоящим”, “подлинным”. Думается, что тем единственным, “подлинным”, мог, вероятно, стать человек, которого природе следовало бы создать из нас обоих.
Быть братьями - это значит вместе быть мальчишками в почтенно - провинциальном углу отечества и вместе потешаться над этим почтенным углом; значит делить свободу, нереальность, чистоту, абсолютную неприкаянность юности.”
( из переписки с братом)
Близнецы - это легкость и подвижность, движение без цели - ради самого движения , ради новых впечатлений и контактов:
Бальмонт.
“А я - двойник себя, я - всадник на коне
Бесцельно едущий куда? Кто скажет мне?”
“Чуть уснул и пробужден и,
Ты готов опять вспорхнуть.
Стой, куда неугомонный?
Вечно прямо, снова в путь”
(“Ветер”)
Михаил Светлов
“Мне кажется, судьба мне приказала,
В пути не отдыхая никогда,
Нестись к осточертевшему вокзалу,
Откуда к счастью ходят поезда.
Да, я таксист. Пути мои безмерны.
И каждый дальний путь мне недалек.
Вам кажется, я счастлив? Нет, неверно.
Моя трагедия - зеленый огонек.”
“Я взнуздал отличного коня -
Горизонт уходит от меня
Я перескочил в автомобиль -
Горизонта нет, а только пыль.
Я купил билет на самолет.
Он теперь ,наверно, не уйдет!”
Максимилиан Волошин
“Как некий юноша в скитаньях без возврата,
Иду из края в край и от костра к костру...
Я в каждой девушке предчувствую сестру,
И между юношей ищу напрасно брата”
В почти сходных выражениях Бальмонт и Волошин описывают характер близнецовского взаимодействия:
Бальмонт
“Я - изысканность русской медлительной речи...”
“Я - внезапной излом,
Я - играющий гром,
Я - прозрачный ручей,
Я - для всех и ничей.”
Волошин
“...я - Прохожий,
Близкий всем, всему чужой.”
Поверхностность в отношениях - отличительная черта Близнецов:
Бальмонт
“Я не знаю, что такое - презрение...”
“Я всех люблю равно любовью равнодушной.
Я весь душой с другим, когда он тут со мной.
Но чуть он отойдет,
Как светлый и воздушный
Забвеньем я дышу, своею тишиной.”
В следующих строчках Константина Бальмонта прекрасно отражена натура Близнецов:
“...Мне кажется желанной различность и причудливость умов”.
“Я вижу: волны мира многопенны”.
“И птицей, ветром и бродягой
Весь мир земной я облетел”.
“Прекрасна разность всех различных стран”
“В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.”
(“Я не знаю мудрости”)
Близнецам очень трудно верить не проверяя, трудно воспринимать слишком отвлеченные материи:
Уолт Уитмен
“Страшное сомненье во всем,
Тревога, а что если нас надувают?
Что, если наша вера и наши надежды напрасны?...”
(“Страшное сомненье во всем”)
“И я говорю всем людям: не пытайте о боге,
даже мне, кому все любопытно, не любопытен бог.”
Этот отрывок из Константина Паустовского напоминает нам, что Меркурий (Планета Близнецов) покровительствует мошенникам и воришкам:
“...Там я разбиваю палатку. Но прежде всего я таскаю сено. Да, сознаюсь, я таскаю сено из ближайшего стога, но таскаю очень ловко, так, что даже самый опытный глаз старика колхозника не заметит в стогу никакого изъяна.”
Меркурий покровительствует также разведчикам…
Михаил Светлов демонстрирует, как даже в экстремальных условиях любопытство не оставляет Близнецов
В разведке
Поворачивали дула
В синем холоде штыков,
И звезда на нас взглянула
Из-за дымных облаков.
Наши кони шли понуро,
Слабо чуя повода.
Я сказал ему: - Меркурий
Называется звезда.
Перед боем больно тускло
Свет свой синий звезды льют...
И спросил он:
- А по-русски
Как Меркурия зовут?”
Константин Бальмонт о сущности Близнецов:
“Я живу слишком быстрой жизнью ... Я иду, я иду, я ухожу, я меняю и изменяюсь сам...”
1) Продолжение, начало см.
«Знак Зодиака – Рак (Универсальный лексикон N4)» ;
«Знак Зодиака - Лев (Универсальный Лексикон N5)» ;
«Знак Зодиака - Дева (Универсальный Лексикон N6)» ;
«Знак Зодиака - Весы (Универсальный Лексикон N7)» ;
«Знак Зодиака – Скорпион (Универсальный Лексикон N8) ;
«Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)» ;
«Знак Зодиака – Козерог(Универсальный Лексикон N10) ;
«Знак Зодиака – Водолей (Универсальный Лексикон N11) ;
«Знак Зодиака – Рыбы (Универсальный Лексикон N12 ) ;
«Знак Зодиака – Овен (Универсальный Лексикон N1 ) ;
«Знак Зодиака – Телец (Универсальный Лексикон N2 ) .
2) слова лексикона Близнецов выделены жирным шрифтом
3) Краткий список писателей Близнецов: Александр Пушкин, Константин Батюшков, Максимилиан Волошин, Иван Гончаров, Виссарион Белинский, Константин Бальмонт, Владислав Ходасевич, Андрей Битов, Михаил Шолохов, Михаил Светлов , Аполлон Майков, Константин Паустовский, Петр Чаадаев, Иосиф Бродский , Алексей Арбузов, Василь Быков, Людмила Петрушевская., Владимир Солоухин.
Артур Конан Дойль , Томас Манн, Уолт Уитмен, Жан- Поль Сартр , Данте, Сол Беллоу, Федерико Лорка, Томас Харди, В.Йетс, Дж. Честертон, Уильям Стайрон, Ральф Эмерсон, Арнольд Беннетт.