Знак Зодиака - Рыбы (Универсальный лексикон N12)1
Рыбы завершают2 круг Зодиака . Они подводят итоги пройденному циклу и предваряют начало нового. Чтобы выйти на старт вновь, необходимо сбросить груз прошлого, преодолеть инерцию могучих коллективных, глобальных процессов. Ведь здесь, в Рыбах, индивидуальное максимально растворяется в Большом Мире. Над-личностные силы опутывают человека со всех сторон, стремятся сделать его послушным винтиком в безликом Целом.
Рыбы представляют собой поле, на котором разворачивается борьба между личностью и социальной мифологией. Человек может стать настоящей индивидуальностью, только очистив свое сознание от коллективных стереотипов.
Рыбы - символ психической гигиены, здесь происходит очищение психики от всего старого и ненужного человеку, оказавшемуся на новом – следующем - витке развития (Овен).
« - В душе моей трепещет неизъяснимое… Детская вера упраздняется совершеннейшим экстазом недостижимой любви. Память минувшего, исчезни! Рушатся, умирают тени и призраки, душа расширяется, яснеет, - без борьбы свергаются былые кумиры перед зарею любви, без борьбы, но переполняя меня сладкою болью». (Федор Сологуб3 «Тяжелые сны»)
Главный герой “Бранда” Генрика Ибсена стремится во что бы то ни стало освободиться от прошлого, от всего того , что сформировало его, как личность. Бранд обладает достаточной силой воли, чтобы отбросить социальные мифы на которых он воспитывался , и стать индивидуумом способным на сознательную жертву. Вся пьеса, пожалуй, проникнута идеей - для того чтобы стать действительно неэгоистичным человеком, нужно сперва сформировать Эго, которым можно сознательно жертвовать. “Брэнд” был написан в критический для Ибсена период - он был вынужден жить вдали от Родины. Из эмиграции он по-новому взглянул на наивный провинциализм родной Норвегии, на все стереотипы, которыми жили и живут его земляки. Как написал один критик: “...его душа переполнилась негодованием, когда до его сознания дошло, что силы общества и культуры, к которой он принадлежал, не стесняясь манипулировали им, эксплуатировали его в интересах ложных социальных идеалов”
Рис. 1 Карта рождения Федора Сологуба
Обычно пишут, что Рыбы связаны с иллюзиями, мистификациями и разочарованиями. Действительно, находясь на грани двух миров, они, в каком-то смысле, не от мира сего. Они смотрят на все происходящее со стороны, с порога, за которым - новый мир, другая реальность. Поэтому все, что происходит здесь для Рыб окрашено светом ирреальности. Рыбам непросто почувствовать, где кончается иллюзорное и начинается реальное. В более широком плане Рыбы имеют дело с тонким переплетением факта и вымысла в жизни общества.
Грань между ложью и правдой, мечтой и реальностью в восприятии Рыб сильно размывается:
“То пело ль младенцу мечтанье?
Но все я той песни полн...
Мне снится лучей трепетанье,
Шептанье угаданных волн.
Я видел ли в грезе сонной,
Младенцем, живой узор, -
Сень тающей сети зеленой,
С ней жидкого золота спор
Как будто вечерние воды
Набросили зыбкий плен
На бледно-отсветные своды,
На мрамор обветренных стен.
Чуть шепчет, - не шепчет ,дышит,
И вспомнить, вспомнить велит, -
И знаки светом пишет,
И тайну родную сулит.” (Вячеслав Иванов)
“Я - бог таинственного мира,
Весь мир в одних моих мечтах...”
“О правде мира чтоб ни сказали,
Все это - сказки, все это - ложь.” (Ф.Сологуб)
С другой стороны Рыбы символизируют потребность преодолеть индивидуальную отчужденность, выйти из надоедливой повседневности - перенестись из мира “вставаний по будильнику и толчее в утреннем автобусе на пути к работе” в прекрасный мир дорогих ресторанов, фешенебельных курортов и пляжей у теплого моря. Помочь в этом могут наркотики или искусство - музыка, живопись, кино, театр. Рыбы имеют прямое отношение к кино, театру телевидению.
Кино и театр также как наркотические вещества позволяют человеку забыться сладким сном. Но их чары с каждым годом становятся слабее. Одно дело, когда в средневековом городе появляются бродячие актеры и музыканты неизвестно откуда пришедшие и куда исчезающие. Другое дело сейчас, когда мы видим актеров в быту, видим, что они живут по тем же законам, что и обычные люди. Каждый раз , когда показывают документальный фильм о том как снимается кино , мы на шаг отдаляемся от иллюзии - магия кино теряет свою силу.
Телевидение - одно из мощнейших средств стирания граней между мечтой и реальностью... Главные герои мыльных опер получают сотни писем в год. Когда в одном из эпизодов сериала “Даллас” был застрелен главный герой, Би-би-си передало это как одну из мировых новостей в общем потоке информационных сообщений. Телевидение стало для многих средством ухода от реальности. Опиум народа 20 века - не религия и наркотики, а именно телевидение. Безусловно, у телевидения есть и положительные стороны, но основной его эффект - паралич воли к самостоятельному мышлению и действию.
Современное телевидение невозможно представить без рекламы. Реклама - это феномен общественного сознания, в котором переплетены повседневные нужды с мечтой о красивой, блестящей жизни. Кусок мыла - просто каустическая сода с жиром, но реклама делает так, что в сознании человека мыло переплетается с такими абстрактными вещами как любовь, красота, социальный статус.
Телевидение - это еще пресс пропаганды, это непрекращающееся ни на минуту промывание мозгов. Оно создает и внедряет в сознание и подсознание людей множество социальных мифов, преподносит готовые к употреблению клише и ярлыки, мешая самостоятельному мышлению.
Одна из важнейших для знака Рыб тем поднята в пьесе Ибсена “Призраки”. Она о том, как люди приходят к осознанию фальши своего существования, как они учатся смотреть в лицо призракам прошлого. В один из моментов центральный персонаж пьесы миссис Альвинг замечает: “ Я всегда в состоянии испуга потому что мне никогда не удавалось по настоящему освободится от призраков преследующих меня... Я все более склоняюсь к мысли что мы все - призраки , Пастор Мандерс; в нас не только живут те вещи, которые унаследованы нами от родителей, мы полны мертвых идей, мертвых верований и подобных вещей; они не только живы в нас, но и настолько глубоко сидят в нас, что нам никогда не избавиться от них”.
Фокус внимания пьесы - демистификация. В каком-то смысле главным героем “Призраков” является уже умерший капитан Альвинг. Он живет как легенда в сознании его земляков. В ходе действия нас уверяют, что детский приют строится на его деньги. Это соответствует образу щедрого филантропа, каким воспринимают капитана местные жители. Однако, в конце концов правда выходит наружу: капитан оказывается ничтожеством. Все средства, идущие на филантропию, заработаны его многострадальной женой. Миф о замечательном капитане Альвинге рассеивается.
В пьесах Эдварда Олби мы находим многие грани характера Рыб. О “Смерти Бесси Смит” один критик сказал, что в ней раскрывается “ целый мир иллюзий, фрустраций и обманов”. В экспериментальных произведениях “Коробка” и “Мысли Председателя Мао Цзе Дуна” предпринята попытка описать всю мета-структуру иллюзий, лежащую в основе частной и общественной жизни Мира”.
В самой известной пьесе Олби “Кто боится Вирджинии Вульф?” действие происходит после вечеринки, когда еще не рассеялись пары алкоголя и граница между реальностью и выдумкой сильно размыта:
“Марта: Это неправда! Это такая ложь!
Джордж: Марта, ты не можешь называть все ложью.(Нику) Ведь правда?
Ник: Черт побери, я не пойму, ребята, когда вы врете, а когда нет.”
На протяжении всей пьесы мы так и не поймем правдивы ли истории Джорджа о его прошлом, есть ли у него сын, действительно ли он обижен на Марту и т.д. Во многом эта пьеса об эскапизме и фантазиях, за которые цепляются люди дабы убежать от суровой реальности жизни. Как объяснял сам Олби, название пьесы происходит от “кто боится большого серого волка (wolf)?” т.е. жесткой правды жизни, она о тех , кто не может жить без анестезии иллюзий.
Фатализм существования, предопределенность всего происходящего – важная составляющая мироощущения Рыб:
Вяч. Иванов
“Покорность! нам испить три чаши суждено:
Дано нам умереть, как нам любить дано;
Гонясь за призраком - и близким, и далеким, -
Дано нам быть в любви и в смерти одиноким.”
(«Покорность»)
“Дольше кружитесь,
Желтые листья,
Над влагою черной!
Ждет терпеливо
Судьбы неизбежной
Темное лоно...”
(«Листопад»)
Федор Сологуб
“В путях томительной печали
Стремится вечно род людской
В недосягаемые дали
К какой-то цели роковой.
И создает неутомимо
Судьба преграды перед ним,
И все далек от пилигрима
Его святой Ерусалим.”
Сетования на тяжелую долю у Тараса Шевченко превращаются в почти непрерывный плач :
“Молюсь и снова уповаю,
И снова слезы проливаю…
Отзовитесь же, заплачьте,
Стены, вы со мною
Над неправдою людскою,
Долею лихою,
Отзовитесь, а за вами,
Может отзовется
Вековечный горемыка
И нам усмехнется.
Примирится с злою долей,
Спасибо нам скажет,
Перекрестится, заплачет
И спать тихо ляжет...”
И крик рыбьей души:
“Доля ,где ты? Доля ,где ты?
По тебе тоскую!
Если доброй жалко, боже,
ТО дай злую! злую!”
У Виктора Гюго читаем:
“И если близ тебя, дитя, рыдает кто-то,
НЕ спрашивай зачем он слезы льет, -
Ведь плакать сладостно, когда томит забота,
Когда несчастного жестокий рок гнетет.
Слеза всегда смывает что-то
И утешение несет”.
Кобо Абэ
“Я проснулся. По утрам я всегда просыпаюсь и, следовательно, ничего необычного в этом не было. Но что же тогда было странным? Нечто странное все же было. При этом я думал: как все это странно - ведь странно уже одно то, что я никак не могу сообразить, что кажется мне странным..и, даже почистив зубы и умываясь, я по-прежнему испытывал странное ощущение, которое к тому же возрастало...”
В Рыбах подводятся итоги земного существования:
“Я испытал превратности судеб
И видел много на земном просторе.
Трудом я добывал свой хлеб,
И весел был, и мыкал горе
“На милой, мной изведанной земле
Уже ничто теперь меня не держит...”
“Когда меня у входа в Парадиз
Суровый Петр, гремя ключами, спросит:
“Что сделал ты?” - меня он вниз
Железным посохом не сбросит.
Скажу: “Слагал романы и стихи
И утешал, но и вводил в соблазны...
Земля была моей тюрьмой,
Но здесь я прожил не напрасно.” (Ф. Сологуб)
Рис.2 Карта рождения Джона Стейнбека
Рыбам свойственно очень остро переживать чувство единства всего сущего:
Джон Стейнбек
“- Я не хочу равнять себя с Иисусом - продолжал проповедник.- Но я устал также как он, и запутался в своих мыслях, так же как он, и ушел в пустыню, не взяв с собой ни палатки ни вещей. По ночам я лежал на спине и глядел на звезды; утром сяду и смотрю как восходит Солнце;; вечером провожаю Солнце. Иногда начну молиться как раньше. Только кому молюсь, за кого молюсь, сам не знаю.
Вокруг меня холмы, а я брожу среди этих холмов, и я с ними теперь одно целое. Мы едины. И это единство свято.”
“...И вдруг люди в автобусе перестали быть чужими. Произошла какая-то химическая реакция...”
Зыбкость границ между внутренним и внешним находится в центре внимания Федора Сологуба: «Это ощущение овладело уже не первый раз Логиным. . Он сознавал себя воистину слившимся с миром, который перестал быть внешним, - и минута была полна, как вечность. И все в этом мире, теснясь в его душу, сливалось и примирялось в единстве, которое показалось бы нелепым в другое время: звуки принимали окраску, запахи - телесные очертания, и образы звучали и благоухали; розовый пряный шепот реки, голубое сладкое вздрагивание веток березы, и зеленые горькие вздохи ветра, и темно-фиолетовые солоноватые отзвуки спящего города обнимали и целовали его, как шаловливые эльфы. Это было безумие, радужное, острое и звонкое, - и душе сладко было растворяться и разрушаться в его необузданном потоке».
« - Хорошо чувствовать, как падают грани между мною и внешним миром,-
сродниться с землею и с воздухом, со всем этим. Показала широким движением руки на воду ручья, на лес, на далекое - небо,- и все далекое- показалось Логину близким.»
Книги Эдуарда Лимонова наполнены рыбными персонажами:
“Джоан и Володя уже несколько лет собирались выпустить первый номер журнала “Илистая рыба”. Название журнала удивительным образом соответствовало темпераменту и жизненной ситуации Джоан и Володи. Они были именно двумя разновидностями породы слепых, медленных и меланхоличных рыб, живущих в глубоких водах Нью-Йорка.”
“...У нее сотня аллергий, даже аллергия к котам, но аллергий к преступникам у нее нет. Среди бандитов она чувствует себя как рыба в воде...”
“С плеча у нее свисала видавшая виды, потертая, с трудом закрывающаяся сумка, в таких они таскают косметику. В сумке находился весь багаж: большая железная коробка с марихуаной, машинка для изготовления сигарет, сигаретный табак, железная коробка с кокаином, грязная расческа и множество лекарств. Лекарства в капсулах, порошках и пилюлях служили мисс Ивенс средством борьбы против многочисленных аллергий и болезней, атакующих тело мисс днем и ночью...”
Рис.3 Карта рождения Эдуарда Лимонова (Савенко)
Взгляд на все происходящее со стороны, выход из сегодняшнего жизненного потока - один из признаков Рыб. Они наблюдатели не от мира сего:
Джон Стейнбек
“Ной делал все, что от него требовалось: он умел читать, писать ,считать, но все это выполнялось без интереса... Он словно жил в каком-то странном затихшем доме и спокойными глазами смотрел оттуда на мир. Ной был чужой в этом мире, но чувства одиночества он не знал.”
Отчуждение, отгороженность от остального мира - навязчивое ощущение Рыб. Недаром у них очень часто является образ стен:
“Мечтатель бледный, умри в подвале,
Где стены плесень покрыла сплошь.
Подвальный воздух для чахлой груди,
И обещанье загробных крыл.
И вы хотите, о люди, люди,
Чтоб жизнь земную я полюбил.”
Тарас Шевченко
“И думу тяжкую мою
Немым я стенам отдаю.”
Кобо Абэ
“Вдруг я увидел, что между ним и стеной возникло мрачное проклятие. Стена была уже не утешением, а невыносимым бременем. Это была не охраняющая людей стена свободы, а стена оков, тянущаяся от самой тюрьмы.
-Именно ты виновен в том, что теперь главное мое назначение - быть тюрьмой и крепостью, - сказала стена.”
Тема одиночества одна из ключевых для знака Рыб. Один из самых органичных певцов одиночества Э.Лимонов:
«Как все одинокие люди, он приобрел привычку к одиночеству случайно, но, приобретя привычку против своей воли, Генрих вдруг с удивлением обнаружил, что привычка сделалась потребностью. Как ни приятно и даже лестно ему было общество девчонки, оказалось, что очень приятно и грустно сидеть сейчас в кафе, опускать кусочки сахара глубоко в рюмку с кальвадосом, сосать алкогольный сахар и думать. Собственно, Генрих не собирался ничего решать, перерешать, найти ответ на беспокоящую его жизненную проблему, нет… Ему просто нужно было опять взглянуть на мир глазами одинокого человека…»
«Собственно, одиночество и есть нормальное состояние человека, — думал Генрих. — Неодиночество, чье-то постоянное присутствие рядом есть ненормальное состояние, — это были мысли, которые Генрих не мог разделить с Алис. Пятнадцатилетний человек не сможет этого понять. — Находясь с девчонкой, я потерял чувство магического. Чувство таинственного в жизни, — пытался подыскать определение Генрих. — Может быть, мои еженощные прогулки по ночным городам мира, одинокие, крадущиеся прогулки, не были поступками нормального человека, но какую таинственность излучали лондонские и парижские улочки, как блестели камни…» ( «Последние дни Супермена»)
Владимир Маканин
“Один и одна”
Габриэль Гарсия Маркес
“Сто лет одиночества”..............
1) Продолжение, начало см. :
«Знак Зодиака – Рак (Универсальный лексикон N4)» ;
«Знак Зодиака - Лев (Универсальный Лексикон N5)» ;
«Знак Зодиака - Дева (Универсальный Лексикон N6)» ;
«Знак Зодиака - Весы (Универсальный Лексикон N7)» ;
«Знак Зодиака – Скорпион (Универсальный Лексикон N8) ;
«Знак Зодиака - Стрелец (Универсальный лексикон N9)» ;
«Знак Зодиака – Козерог(Универсальный Лексикон N10) ;
«Знак Зодиака – Водолей (Универсальный Лексикон N11) .
2) слова лексикона Рыб выделены жирным шрифтом
3) Краткий список писателей-Рыб: Федор Сологуб, Тарас Шевченко, Николай Языков, Николай Бердяев, Петр Успенский , Вячеслав Иванов , Алексей Жемчужников, Юрий Олеша , Фазиль Искандер, Валентин Распутин , Эдуард Лимонов, Юрий Бондарев, Константин Федин, Владимир Маканин, Генрих Ибсен, Эдвард Олби, Габриэль Маркес, Виктор Гюго, Джон Стейнбек, Кобо Абэ, Энтони Бёрджесс, Алан Силитоу, Лоуренс Даррелл, Ст. Малларме, Джон Апдайк, Ирвин Шоу.