Каждый год Солнце проходит все двенадцать знаков Зодиака и 12 раз меняет качество своей энергии, задавая основной тон существования земной жизни. Астрологи оперируют множеством факторов, но Солнце остается главным фокусом внимания, так как оно определяет самые сущностные вещи в человеке - в том числе и тип творческого самовыражения.
Связь между "зодиакальной принадлежностью" человека и особенностями его творческой реализации замечательно демонстрирует Мировая Литература. Действительно, что может больше рассказать о человеке, как не им самим написанный текст?
Немецкому романисту Томасу Манну принадлежит следующее наблюдение: "Человек не способен рассуждать о каком-либо даже самом отвлеченном предмете, не выдавая целиком свою индивидуальность, не представляя окружающим свою главную тему, основную проблему своего существования". Перефразируя Т.Манна можно сказать: "Человек не способен рассуждать о каком-либо даже самом отвлеченном предмете, не выдавая свои космические сигнатуры».
Двенадцать Вечных Принципов воплощаются в мириады форм под пером писателей разных рас и эпох... Ясно, конечно, что, например, Владимира Маяковского * (см. Рис.1) и Антуана Сент-Экзюпери (см. Рис.2), не смотря на их принадлежность к одному и тому же знаку Зодиака, сравнивать довольно трудно. Но нельзя не заметить, что каждый из них на своем уровне разрабатывает очень схожие темы и даже обращается к одинаковым чисто языковым средствам.
Мы предлагаем читателю посмотреть, как себя выражает в литературном творчестве такой художественно одаренный знак, как Рак. Однако предметом нашего маленького исследования будет не столько демонстрация всем известной талантливости этого знака в искусстве, сколько выявление специфически «Рачьих» тем, проходящих красной нитью через творчество всех Раков-литераторов.
Успехи Рака в художественном творчестве - отражение его чувствительной**, восприимчивой натуры; Раки впечатлительны и обладают богатым воображением. В то же время Рак - очень личный знак. Ведь в этом секторе Зодиака индивидуальность человека окончательно формируется и укореняется в мировом порядке. Субъективность - одна из самых характерных черт Рака. На все Рак смотрит сквозь призму своих настроений и тревог. Это с одной стороны может привести к ограниченности кругозора, с другой - заставляет Раков говорить лишь о том , что по-настоящему пережито ими самими. Художники-Раки способны как никто другой создавать живые, наполненные сильными переживаниями и поэтому запоминающиеся образы.
Рис.1
Так как Рак призван охранять личное пространство от вторжения посторонних сил, он по природе своей предельно чувствителен к малейшим угрозам безопасности своей и того мирка, с которым он идентифицируется. Рак меньше других знаков способен переносить пресс социальных институтов на свою частную жизнь. Поэтому не удивительно, что частой темой Раков является негативное воздействие общества на личную, интимную сферу человека. Рак всегда в поиске защиты, надежного укрытия от опасностей Большого мира. Тайна частной жизни не пустой звук для Рака:
"...Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом... Он обратился к детству - попытался вспомнить, всегда ли был таким Лондон... Приходилось жить и ты жил, по привычке, которая превратилась в инстинкт - с сознанием того, что каждое твое слово прослушивается и каждое твое движение, пока не погас свет, наблюдают... Сбоку от него была неглубокая ниша...сев в ней поглубже, он оказывался недосягаемым для телеэкрана, вернее, невидимым... Уинстону снилась мать...Воспоминание о матери рвало ему сердце... Достояние старых времен: люди в семье стояли друг за друга не нуждаясь для этого в доводах." (Дж.Оруэлл "1984")
У Франца Кафки в "Замке" повествуется о том , как бюрократическая машина безнаказанно калечит людские судьбы. Замок - олицетворение безличной и бездушной силы, глухой к переживаниям отдельного человека.
Хотя Рак наиболее полно индивидуализирован на уровне сознания, подсознательно он ощущает неминуемость вторжения коллективного начала, неизбежность столкновения с требованиями, которые предъявляются социумом или даже Богом. У Маяковского мы часто встречаем противопоставление большого и малого мира , противопоставление домашнего комфорта и требований социума. В одном стихотворении, после описания ужасов капиталистического, белогвардейского нашествия на тех, кто старался укрыться в малом мирке, пренебрегая интересами всей страны, читаем:
"Такой уют поджидает тех,
кто, бросив бороться за общее лучше,
себе самому для своих утех
мечтает создать канарейный уютчик.
Вопрос о личном счастье не прост.
Когда на республику лезут громилы,
личное счастье это рост
республики нашей богатства и силы."
(Ответ на "Мечту")
Противопоставление большого и малого мира у Николая Асеева:
"В голубенький небесный чепчик
с прошивкой облачного кружевца
одевшись,
малый мир
все крепче
зажать в ручонки землю тужится».
(Заржавленная лира)
Неспособность человека устроить свою жизнь в период социальных катаклизмов волнует Э.Ремарка: «Он жил в неустойчивую эпоху. К чему пытаться что-то строить, если вскоре все неминуемо рухнет? В век, когда все рушится, вновь и вновь, с муравьиным упорством строить солидную жизнь? Он знал, сколько людей терпело крах на этом пути. Это было трогательно, героично, смешно... и бесполезно» (Триумфальная Арка).
Противостоя дестабилизирующему влиянию Большого Мира, Рак ищет опору в прошлом, в традиции, в корнях своего существования. Очень часто в произведениях Рака мы находим глубокий интерес к истории , прославление традиции, национальную гордость. Вот что писали про Дж. Оруэлла: "В его публицистическом наследии английская массовая психология, английский характер и национальный тип стали одной из важнейших тем... Оруэлл был законченным английским писателем, впитавшим самые устойчивые из британских традиций"
Хотя для Рака и важны национальные традиции, но ключевой символ - родной дом. Как бы высоко не подымался Рак, обаяние домашнего очага никогда не оставит его равнодушным. Дом для Рака всегда овеян сказочной прелестью, всегда обещает встречу с чем-то очень важным и необычным.
Рис. 2
Антуан Сент-Экзюпери: "Я приземлился среди поля и вовсе не думал, что войду в сказку. Ни в мирной супружеской чете меня подобравшей, ни в их стареньком "форде" не было ничего примечательного.
- Вы у нас переночуете...
И вот за поворотом в лунном свете показалась рощица, а за нею дом. Что за странный дом! Приземистая глыба, почти крепость. Но, едва переступив порог, я увидел, что это сказочный замок, приют столь же тихий, столь же мирный и надежный, как священная обитель. Тотчас появились две девушки. Они испытующе оглядели меня, точно судьи, охраняющие запретное царство... молча подали мне руку - и скрылись. Это было забавно и мило. Совсем просто, беззвучно и мимолетно мне шепнули, что начинается тайна.
И мы вошли в дом... все здесь обветшало и оттого было полно обаяния... Занятный дом, к нему нельзя было отнестись со снисходительной небрежностью, напротив, он внушал величайшее уважение...
Вообразите - в эти стены нагрянет со своими святотатственными орудиями артель каменщиков, плотников, штукатуров и за одну неделю изменит дом до неузнаваемости, и вот вы - как в гостях. Не останется ни тайн, ни укромных уголков, ни мрачных подвалов, - не дом, а приемная в мэрии!" (Планета людей)
В знаке Рака впервые приходит ощущение отгороженности и оторванности от большого мира. Отсюда чувство одиночества и самоуглубленность Рака. Портрет типичного Рака рисует Николай Полевой : "...знал я одного молодого чиновника. Назовем его Антиохом. В начале нашего знакомства показался он мне угрюм и молчалив. В веселых беседах наших он обыкновенно говаривал мало. Сказывали также, что он большой скупец. В самом деле, всем известно было, что у него огромное состояние, но он жил весьма тихо и скромно, никого не приглашал к себе, редко участвовал в забавах своих приятелей и только раз в год сзывал к себе товарищей и знакомых, в день именин своих. Тогда угощенье являлось богатое. В другое же время редко можно было застать его дома. Говорили, что он нарочно не сказывается, хотя кроме должности почти никуда не ходит и сидит запершись в своем кабинете."(Блаженство безумия)
А вот слова Франца Кафки: "Нет нужды выходить из дома. Оставайся за своим столом и прислушивайся. Даже не прислушивайся, жди. Даже не жди, будь неподвижен и одинок. И мир разоблачит себя перед тобой, он не сможет поступить иначе"
В следующем стихотворении Н.Асеев дает замечательное представление мироощущения Рака - здесь наряду с констатацией своей несамостоятельности ( на самом деле - глубоко спрятанное сожаление о невозможности отдельного существования!) перечисляются только те услуги, которые обеспечивают домашний комфорт:
"От скольких людей я завишу:
от тех, кто посеял зерно,
от тех, кто чинил мою крышу,
кто вставил мне стекла в окно;
Кто ввел ко мне в комнату провод,
снабдил меня свежей водой,
кто молвил мне доброе слово,
когда еще был молодой."
О проблеме налаживания домашнего комфорта говорит Маяковский:
"Таким образом день оттрудясь,
разденет фигуру не мытую отродясь.
Зевнет и спит, излюблен, испит.
От хлама в комнате тесней, чем в каюте.
И это называется: - Живем в уюте!-
Лозунг: - В ногах у старья не ползай!-
Готов ежедневно твердить раз сто:
изящество - это стопроцентная польза,
удобство одежд и жилья простор."
("Даешь изячную жизнь")
"Но в быту
походкой рачьей
пятятся многие
к жизни фрачьей"
У Маяковского естественным образом переплетаются проблема питания с патриотизмом - две вещи , имеющие в глазах Рака особую значимость:
"В лицо вам, толще свиных причуд,
круглей ресторанных блюд,
из нищей нашей земли кричу:
Я землю эту люблю.
Можно забыть, где и когда
пузы растил и зобы,
но землю, с которой вдвоем голодал, -
нельзя никогда забыть!"
(Хорошо!)
У Анны Ахматовой - связь с домом, с животными, растениями и , главное, водой:
"Цветов и неживых вещей
Приятен запах в этом доме.
У грядок груды овощей
Лежат, пестры, на черноземе.
Еще струится холодок,
Но с парников снята рогожа.
Там есть прудок, такой прудок,
Где тина на парчу похожа.
А мальчик мне сказал, боясь,
Совсем взволнованно и тихо,
Что там живет большой карась
И с ним большая карасиха."
"Знали соседи - я чую воду,
И, если рыли новый колодец,
Звали меня, чтоб нашла я место..."
Сравните с вступлением к «Теркину» А.Твардовского:
На войне, в пыли походной, В летний зной и в холода, Лучше нет простой, природной Из колодца, из пруда, Из трубы водопроводной, Из копытного следа, Из реки, какой угодно, Из ручья, из-подо льда, - Лучше нет воды холодной, Лишь вода была б - вода.
Творчество Германа Гессе ( см. Рис. 3) иллюстрирует многие стороны натуры Рака . Герои Гессе - одиночки и бродяги , ищущие пристанища, чаще всего духовного пристанища. Гарри Галлер, главный герой "Степного Волка" , одинокий человек оказавшийся между знакомым миром, который он оставил позади, и незнакомым миром еще не появившимся на свет. Так же как волк рыщет в поисках пропитания около деревень, аутсайдеры вроде Галлера бродят по периферии человеческого общества:
" Степной волк, оплошно забредший к нам в города, в стадную жизнь, - никакой другой образ лучше не нарисует этого человека, его робкого одиночества, его тревоги, его тоски по родине и его безродности...Я все больше находил, что в глубине души его влек наш уютный буржуазный мирок, надежный и безопасный, как дом..."
Герой другого произведения Гессе обнаруживает характерную для Рака озабоченность своим убежищем: "Снять номер в гостинице - для нормальных людей сущий пустяк, самое обычное, не вызывающее никаких эмоций дело, с которым справляются за 2 минуты. Но для нашего брата, для подверженных бессоннице невротиков и психопатов, простейшее это дело перегружено такой бездной воспоминаний, эмоций и фобий, что становится подлинной мукой. Приветливый хозяин гостиницы... показывающий нам свою самую "тихую комнату", не представляют себе, какую бурю ассоциаций, опасений, иронии и самоиронии будят в нас эти роковые слова... поскольку ни об одной комнате нельзя сказать, что она обеспечит тебе желанный покой и мирный сон..." (Курортник)
Прозу Рака довольно часто отличает бессюжетность - обычно ничего в реальности не происходит, не чувствуется ход времени. Рак ценит наполнение , ткань (плоть) повествования выше структуры. Сюжет чаще всего полностью подчинен характерам, их глубоким переживаниям.
Алексей Ремизов: "Фабула произведений едва намечена, логической связи между разными частями повествования практически нет.... причудливо-сказовая манера повествования, его взволнованный тон, переплетение образов сна и яви, многочисленные повторы отдельных тем способствуют тому, что реальная действительность предстает как навязчивое видение... поэтика романа "Пруд " подчинена стремлению писателя показать внешний мир, как хаос злых сил, враждебных личности..."(из критики)
Рис. 3
Все , что связано с природой, с естественной , упрощенной жизнью мило рачьему сердцу. Евгений Евтушенко говорит о возвращении к истокам , в первозданный рай природы, когда между людьми преобладают еще родственные связи - это заветная мечта Рака:
"Мне снился мир, где все так первозданно
топорщится черемухой в росе,
набитой соловьями и дроздами,
где все народы в братстве и родстве.
где нет ни клеветы , ни поруганий,
где воздух чист, как утром на реке,
где мы живем, навек бессмертны,
с Галей,
как видим этот сон - щека к щеке..."
(Братская ГЭС)
Теперь для нас неудивительно, что возврат к природе, к первозданному Миру был сердцевиной проповеди великого мыслителя Ж. Руссо. О Ж. Руссо: "Любовь ко всему естественному, к природе, неприязненное отношение к цивилизации -характерные черты его философского учения... Педагогическая система Руссо основана на развитии природных задатков. Лучшее воспитание - в стороне от современной культуры и официальной церкви и в неразрывной связи с природой провинциальной глуши. В своих произведениях он романтик и реалист одновременно. Он всегда точно обозначает место действия, никогда не забывает упомянуть, что ел, и во всех подробностях описать обильную пищу, предназначенную для того, чтобы веселить сердце и ум."
Основной интерес Рака сосредоточен на эмоциональной стороне человеческого существования. Жан-Жак Руссо напишет в своей "Исповеди": "Чувствовать я начал раньше, чем мыслить... Во время поездки в Веве, блуждая по чудесному побережью, я предавался самой сладкой меланхолии, сердце мое устремлялось к бесчисленным невинным радостям, я умилялся, вздыхал и плакал, как ребенок. Не раз я останавливался, чтобы наплакаться вволю, и, присев на большой камень, смотрел, как слезы мои падают в воду"
В чем никогда нельзя упрекнуть Раков- творцов так это в отсутствии душевности. НЕ случайно ведь госпожа Рака Луна символизирует человеческую душу и ее способность вопреки всем враждебным воздействиям выживать и расцветать и в искусстве, и в науке, и в политике, и, что для нас немаловажно, в эзотерических исследованиях....
Вместо заключения - квинтэссенция психологии Рака словами самих Раков:
"От мира запираешь дверь не комнаты , не квартиры, а сразу дома..." (Франц Кафка)
(продолжение следует)
Примечания
* Вот далеко неполный список мастеров слова, родившихся с Солнцем в Раке: Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко, Николай Асеев , Варлам Шаламов , Николай Полевой , Гаврила Державин, Алексей Ремизов, Валентин Пикуль, Александр Твардовский, Исаак Бабель, Лев Кассиль, Герман Гессе, Жан Жак Руссо, Франц Кафка, Джордж Оруэлл, Антуан Сент-Экзюпери, Эрих Мария Ремарк, Уильям Теккерей, Марсель Пруст, Жорж Санд, Эрнест Хемингуэй , Луиджи Пиранделло, Мервин Пик, Арчибальд Кронин, Райдер Хаггард,
** ключевые слова лексикона Рака выделены жирным шрифтом