Лев* принадлежит к числу тех знаков, которые, как правило, понимаются слишком упрощенно. Более того, этот знак, как, пожалуй, никто другой, страдает от стереотипов восприятия. Мы слышим, о Львах что они самолюбивые, гордые, творческие личности, обожающие развлечения и приключения. Но это поверхностные черты, являющиеся отражением более важных, глубинных характеристик.
Вхождение Солнца в Знак Льва 8:12мск 23.07.2011г.
Лев гораздо более интровертированный знак, чем может показаться на первый взгляд. Его внимание очень часто направлено на самопознание и само-раскрытие. Очень важной для Льва является идея эволюции индивидуума. Каждое живое существо он рассматривает как " вибрирующее окончание бесконечной спирали прогресса жизненных форм."
Знак Льва представляет собой поле, на котором индивидуальное сознание борется за выживание с коллективным бессознательным - исходным материалом сознания. Подобно любому другому огненному знаку Лев имеет дело с проблемой приспособления жизни духа к материальным условиям. Эта проблема решается в частности посредством творческого самовыражения.
Львы порождают очень сильных и самодостаточных индивидуальностей.
Лев дает характеры, для которых рамки жизни тесны. Эти характеры драматизируют себя и при этом верны духовным принципам, воплощениями которых, по сути, и являются.
Посмотрим, как проблемы Льва раскрываются в произведениях писателей-Львов:
У драматурга Дж.Шоу** мы находим пьесу "Человек и Сверхчеловек (Superman)", где заявляется : человек \ мужчина не заслуживает лучшей участи, если он не готов к другой роли нежели просто отца и мужа.
Особая, необычная судьба ждет тех, кто не желает растворяться в людском стаде. Их Б.Шоу называет Суперменами. По определению Шоу Супермен - это индивидуум "отобранный Природой для того, чтобы выпестовать сознание способное прояснить цель самой Природы". Главный герой пьесы Таннер говорит: "Как только я начинаю ощущать , что есть более высокое состояние, я теряю покой и не успокаиваюсь до тех пор, пока не перейду на этот более высокий уровень существования , где самосознание интенсивнее, самопонимание яснее"
Творческое самовыражение - один из основных путей к сознательной жизни. Ему противостоят любовные утехи, размножение, как стадный инстинкт, препятствующий выходу человека на высший уровень существования: "...все лучшие книги написаны, все лучшие картины нарисованы и лучшие симфонии созданы теми, кто был свободен от диктата полового чувства"
Довольно часто у писателей-Львов мы встречаем неприятие стремления к телесным удовольствиям, которые отвлекают человека от его основной Цели. Отрицание гедонизма и антитеза наслаждение - сознательная эволюция одна из главных тем у Л.Андреева, В. Короленко, О.Хаксли, Т.Лоуренса, Р.Грэйвса, Г.Мелвилла.
"Моби Дик" Г.Мелвилла как бы стоит особняком во всей мировой литературе. Это произведение можно интерпретировать по-разному, но тема Льва прослеживается весьма явно. Плавание китобоев - аллегория поиска человеком смысла жизни. Так же как человек, для того чтобы достичь более высокой ступени сознания должен отказаться от повседневных удовольствий, так и китобои, покинув домашний комфорт на суше, пускаются в полное опасностей и неизвестности плавание. Мелвилл показывает, что идти по пути наименьшего сопротивления значит терять себя; преодолевая трудности мы становимся на путь все более полного осознания себя и мира. Китобои возвращаются с жиром, чтобы поддержать свет в тысячах ламп по всему миру.
Одна из первейших забот Льва - энергетическое обеспечение человеческого развития, перевод существования на более высокий энергетический уровень. Для Льва очень важно интенсифицировать все процессы во вне, создать праздничную атмосферу.
Мотив превращения будней в праздники проходит красной нитью через все творчество Василия Шукшина. Унылая повседневность выводит из себя его героев:
" - Вы у меня танец маленьких лебедей будете исполнять. Краковяк!.. - Он зашагал к вокзальному ресторану. - Польку-бабочку! - Он накалял себя. В глазах появился блеск... - Я вам устрою тут фигурные катания! Я наэлектризую здесь атмосферу и поселю бардак."
"- Я приехал с золотых приисков, - продолжал Егор, - и хотел вас спросить: не могли бы мы здесь где-нибудь организовать маленький бардак?.. А? Михайлович... Нужен праздник. Я долго был на Севере..." (Калина красная)
"- А ты перебори себя. Тебе тошно, а ты улыбайся. Вот тогда будешь интересная женщина. Ходи, вроде тебя ни одна собака сроду не кусала: голову кверху, грудь вперед. И улыбайся..."(Живет такой парень)
"... Пашка сходу начал выделывать такого черта, что некоторые даже перестали танцевать - смотрели на него. Пашка выпендривался, как только мог. Он то приотпускал от себя Настю, то рывком приближал к себе - и кружился, кружился...
Настя весело спросила:
- Откуда ты такой?
- Из Москвы, - небрежно бросил Пашка.
- Все у вас там такие?
- Какие?
- Такие... воображалы." (Живет такой парень)
В отрывке принадлежащем перу Михаила Загоскина хорошо передана праздничная атмосфера и веселая беззаботность:
"Желая воспользоваться последними днями моего отпуска и повеселиться досыта, я провел всю масленицу самым беспутным образом. Днем - блины, катанья, званые обеды, вечером театры, а ночью до самого утра балы и домашние маскарады не дали мне во всю неделю ни разу образумиться. Я был беспрестанно в каком-то чаду... В воскресенье я приехал ранее обыкновенного в публичный маскарад. Народу была бездна... Музыка, шумные разговоры, пискотня масок, ослепительный свет от хрустальных люстр, пестрота нарядов и оглушающий гул многолюдной толпы, составленной из людей, которые хотят во что бы ни стало веселиться..."
(Концерт бесов)
Рэй Брэдбери:
"Подавайте нам увеселения, вечеринки, акробатов и фокусников... Следите, чтобы поток меланхолии и мрачной философии не захлестнул наш мир... Сами создавайте то, что может спасти мир"
Владимир Короленко:
"Мне было, вероятно, лет семь, когда однажды родители взяли ложу в театре и мать велела одеть меня получше... Вся обстановка полная блеска, бряцания шпор, лязганья сабель, криков "Виват", бурных столкновений произвела на меня сильное впечатление... И мое детское сердце горит заразительным чувством рыцарской доблести и бесстрашия... Эта драма ударила в мою голову, как крепкое вино, опьянением романтизма"
Типичны для Льва следующие рассуждения о непосредственности выражения наших чувств: "Тщетно ищу я на людях и в книге тот мой прекрасный, единственный, до глубины души искренний смех, который как, как солнце за спиною, озаряет до сих пор мой нелегкий путь среди оврагов жизни... А что такое смех без искренности? - это гримаса, это только маска смеха, кощунственная в своем наглом стремлении подделать жизнь и самое правду.
Даже неискренние слезы как-то допустимее, нежели неискренний смех ( обращали ли вы внимание, что самая плохая актриса на сцене плачет очень недурно, а для хорошего смеха на той же сцене нужен уже исключительный талант?)"
(Леонид Андреев, Искренний смех)
Тема искренности в выражении чувств затронута и в рассказе Леонида Андреева "Он": "За столом всегда смеялись - трудно сказать почему, но смеялись. Сам хозяин рассказывал анекдоты и всех настойчиво приглашал смеяться. Первое время я был серьезен, и Нордена это огорчало... он удивленно расспрашивал:
- Почему вы не смеетесь? Вам это не кажется смешным? Но ведь это же очень остроумно."
Львиному мироощущению близка гипотеза, что и физическое тело может быть источником света:
"-Скажите, отчего мы любим бриллианты? - сказала княгиня Рифейская, подходя к графу Валкирину...
-Княгиня,- отвечал он, - вопрос ваш гораздо труднее, нежели как вы думаете... наше пристрастие к этим светящимся камням есть воспоминание... что было время, когда наше тело светилось ярче всех алмазов на свете...эти грубые камни, так скудно рассыпанные на земле, напоминают нам о нашей прежней светлой одежде... напоминают невольно, ибо нам сделалось уже непонятно это светлое состояние!..
(Одоевский Владимир , Орлахская крестьянка)
Самомнение и стремление стать центром внимания характеризует многих героев Мопассана:
"Шагал он...выпятив грудь.... бесцеремонно протискивался в толпе, никому не уступая дорогу. Он шел с высокомерным видом, который презирает решительно все: и людей, и дома - весь город.
...Ему хотелось говорить, обратить на себя внимание, хотелось, чтоб его слушали... Вино и желание нравиться придавали ему смелости, и он говорил с каким-то хвастливым увлечением; рассказывал полковые анекдоты, вспоминал случаи, происходившие на войне...
Когда капитан Эниван проходил по улице, все женщины оборачивались... И поэтому он постоянно рисовался, выступал спесиво, всецело занятый собой, гордый своими ляжками, усами, талией... Талия у него была тонкая, словно он носил корсет, а грудь широкая, могучая, выпуклая, как и подобает статному самцу."
Свет Солнца, огонь влекут Льва - они одной природы:
"Самое раннее из моих воспоминаний - сильное зрительное впечатление пожара... В мои глаза в первый еще раз в жизни попадало столько огня. Звуков при этом я не помню: вся картина только безмолвно переливает в памяти плавучими отсветами багрового пламени." (Владимир Короленко)
"Почему огонь полон для нас такой неизъяснимой прелести? Что влечет к нему и старого и малого? Огонь - это вечное движение... Если ему не препятствовать он горел бы не угасая, в течение всей нашей жизни...
А Солнце откуда берет свой свет? Ниоткуда, оно горит собственным огнем. Горит и горит изо дня в день, все время. Солнце и время... Солнце горит каждый день оно сжигает время...
Теснясь словно цветы в саду, все вперемежку дети старались взглянуть наружу - где там запряталось Солнце? Накануне они весь день читали в классе про Солнце. Какое оно желтое, совсем как лимон, и какое жаркое.
И Солнце явилось. И джунгли пылали в солнечных лучах, и дети, очнувшись с криком выбежали в весну." (Рэй Брэдбери)
"Разят лучей карающие стрелы
Обман, что любит ночь, страшится дня.
Любой, кто сотворяет злое дело,
бежит меня. Жар моего огня
Питает добрый разум новой силой,
Пока в свои права Ночь не вступила.
Цветы и радуги над облаками
Расцвечиваю ярко. Шар луны
И ясные созвездия в вечном храме
В наряд величья мной облачены.
Земной ли, горний светоч загорится-
Всё это - моего огня частицы.
Стою в зените к полудню, а там
Спускаюсь неохотно к лону вод,
К Атлантики вечерней облакам,
Что горестно оплачут мой уход.
Застыв над горизонтом на мгновенье,
Я мир дарю улыбкой утешенья.
Я-взор Вселенной каковым она
Глядит в своё божественное "Я"
Гармония вся мною рождена
Искусства и простого бытия.
Завоевала песнь моя по праву
Победу и блистательную славу."
(Перси Шелли , Гимн Аполлону)
И в завершении - один из девизов Льва в исполнении Рэя Брэдбери:
"Быть счастливым - это очень важно. Веселье - это все..."
Примечания
*Все слова лексикона Льва выделены жирным шрифтом
** Краткий список писателей-Львов: Василий Шукшин, Владимир Короленко, Нина Берберова, Дмитрий Мережковский, Петр Вяземский, Михаил Зощенко, Михаил Загоскин, Владимир Одоевский, Леонид Андреев, Апполон Григорьев, Антон Дельвиг, , Николай Чернышевский, Виктор Розов, Аркадий Стругацкий,Ги де Мопассан, Рэй Бредбери, Александр Дюма (отец), Эмили Бронте, Джон Голсуорси, Герман Мелвилл, Джордж Бернард Шоу, Перси Шелли, Вальтер Скотт, Кнут Гамсун, Олдас Хаксли, Альфред Теннисон, Ричард Шелтон.